Лекция:Чувства учителя – как ключ к пониманию конфликтов в классе

Я описываю психодинамику одного школьного класса. Но то, что я опишу вам сегодня, те душевные процессы, которые происходят в этом классе, и подход к их анализу в принципе может касаться любой команды, которая какое-то продолжительное время работает вместе. Это может быть группа коллег в университете или школе, в больнице или в офисе. Каждая группа проходит определенные стадии развития. Это можно сравнить с теми стадиями, которые преодолевает ребенок от рождения до взросления. В каждом классе и в каждой команде это выражается по-своему.

В своем докладе я буду опираться на 3 основные понятия психоанализа и психоаналитической педагогики: перенос, контрперенос и сценическое понимание. Мы рассматриваем конфликты во 2 классе средней школы, у нас это примерно 5-6 класс. Я была в этом классе 3 года классным руководителем. Рассматривая этот класс я попытаюсь представить то, как с помощью этих понятий можно объяснить неосознанные мотивы отношений в классе.

«Класс в зеркале своих конфликтов»

Во время большой перемены Ханос и Петер постоянно дерутся. И Петер, как правило, бывает бит до крови. Поэтому через несколько недель после начала обучения ко мне приходит его мать и просит. Чтобы я как классный руководитель позаботилась о том, чтобы Ханос прекратил себя так вести. И у нее еще вторая просьба: Мне нужно позаботиться о том, чтобы Петера начали включать в общие игры класса, поскольку обычно его не принимают. И вообще класс должен гордиться тем, что с ними вместе учится такой умный и одаренный ребенок. Проведя несколько бесед с классом, я все-таки добиваюсь того, что кровавые драки прекращаются, но в общих чертах эти проблемы сохраняются. Как же мы можем решить эту проблему?

Психоаналитическая педагогика исходит из того, что конфликты постоянно поддерживаются неосознанными мотивами и адекватная помощь может быть оказана лишь тогда, когда можно понять их неосознанную динамику. При этом 3 понятия психоанализа и психоаналитической педагогики важны для понимания этих конфликтов. Это понятия перенос, контрперенос и сценическое понимание.

Зигмунд Фрейд обнаружил, что чувства настроя и модели взаимоотношения, которые раньше были с отцом, матерью, братьями, сестрами и другими близкими людьми переносятся на отношения в настоящем времени. Этот феномен он назвал - перенос. Перенос необходим каждому человеку, без него он не смог бы ориентироваться в новых социальных ситуациях. Бессознательно мы сравниваем незнакомых людей с теми, кто был нам близок, когда мы были детьми. Если это сравнение помогает оценить нам этих людей такими, какими они есть в действительности, тогда мы не говорим о переносе в психоаналитическом смысле. Чаще о переносе говорят тогда, когда возникает навязчивое переживание незнакомого человека, такое переживание, которое было когда-то в детстве. Перенос предполагает, что человека часто неосознанно провоцируют принять ту роль, которую когда-то играл важный близкий человек, или продолжает ее играть. Это происходит тогда, когда с ним не был решен неосознанный конфликт. Особенно часто перенос происходит на учителя и так снова разгораются старые конфликты. Это связано с функцией учителя воспитывать, назначать определенные правила, хвалить и ругать, охранять и наказывать. В этом много сходства с фигурами родителей. В своем сочинение «Психология гимназиста» сам Фрейд пишет, что существует феномен переноса между учителем и учеником. Вот цитата: «Мы переносили на них уважение к всезнающему отцу из нашего детства и соответствующие ожидания итак мы начинали вести себя с ними так, как мы вели себя со своим отцом в детстве. Мы вели себя с ними также противоречиво, как мы привыкли вести себя в семье. При помощи этой установки мы боролись с ними также как мы привыкли бороться с нашими биологическими отцами. Без учета нашего детского опыта и семейных отношений нельзя было бы понять наше поведение по отношению к нашим учителям и оправдать его тоже нельзя.» Для неосознанных конфликтов характерно то, что они неосознанно реинсценируются в новом обличии. Цель этой реинсценировки – найти наконец для них удовлетворительное решение. При этом учителя, если они становятся объектом для переноса, становятся замешанными в этот конфликт.

Когда тлеющие конфликты инсценируются заново и при этом в них замешивается учитель, это можно понять еще с помощью одного понятия психоаналитической педагогики – сценическое понимание. Опираясь на работы Альфреда Лоренцена, это понятие прежде всего развивал Ханц Георг Трешер. Трешер дает следующее определение сценического понимания: Понимание того, как вы включаетесь в зашифрованные послания и трактовки клиента. И Трешер объясняет: «Педагоги часто бывают замешаны в конфликтные и угнетающие сцены, и они не смогут понять эти сцены, потому что они не знают истории их возникновения, и дети сами не знают какова цель их поведения, которое кажется нерациональным. Поскольку не переработанный опыт вытесняется и включаются механизмы защиты от него, его нельзя выразить с помощью языка. Он просто слепо преобразуется в действия. Вместо того, чтобы рассказывать о том, что их угнетает и их конфликтах, дети снова инсценируют то, как к ним относились важные люди в детстве.

Неосознанная реакция педагога на такое поведение учеников, объясняется с помощью третьего понятия Контрперенос. Контрперенос – это более или менее осознанный ответ учителя на поведение ученика.

Я хочу проиллюстрировать понятия контрпереноса, переноса и сценического понимания и поэтому снова вернусь к Петеру и расскажу о 4 сценках. С помощью этих эпизодов становится понятным каковы проблемы Петера.

1) Мать Петера подходит ко мне в коридоре и спрашивает довольна ли я успехами Петера. Я ей говорю, что Петер в последнее время постоянно забывает сделать домашнее задание по немецкому языку или делает совсем не те задания, которые я задавала. Теперь к нам подбегает Петер. Хотя и у матери и у ребенка родной язык немецкий, мать обращается к нему по французский и между ними развивается долгий спор. При этом мать подходит к своему сыну так близко, что почти полностью поворачивается ко мне спиной и я остаюсь в стороне от обоих. Я обращаю внимание на то, что я французский язык не понимаю, а мать переводит мне только отдельные ключевые предложения. Например, «Петер не помнит, чтобы он когда-нибудь забывал сделать домашнее задание!» Я продолжаю разговаривать с обоими по-немецки, а они между собой – по-французски. При этом интонации матери, когда она говорит по-французски, очень надменные и заносчивые. Произошедшие события помогли мне лучше понять, что происходит с Петером.

2) С тех пор, как я обратила внимание на проблемы Петера с классом и особенно с Ханесом, я все чаще стала замечать, что он все время делает не то, что от него требуется и когда мы обсуждаем его поведение на классном собрании, дети тоже это отмечают. Например, у нас было классное собрание и мы немного задержались, после него я попросила учеников: «пройдите в спортивный зал тихонечко, чтобы мы не мешали вести уроки в других классах, и пожалуйста идите прямо в спортивный класс». Дети торопятся, и некоторые говорят тем, кто еще болтает ТСС, чтобы они наконец затихли. И вдруг, Петер выбегает и делает огромный круг около нас, при этом он кричит «Ёху!», и только потом он встает в ряд со своими одноклассниками. Все это время он не сводит с меня глаз.

3) Когда я матери Петера рассказала об это ситуации, чтобы показать, насколько ее сын сам виноват в собственных проблемах с классом,

Она прерывает меня и говорит: «Петер и должен кругами бегать, он ведь особенный и вообще мы особенные!».
полный текст http://www.indpsy.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:41 15.12.2016 Restlater.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интерьер в колониальном стиле

Интерьер в колониальном стиле


Стиль, рожденный на стыке двух миров – Востока и Запада, в настоящее время становится все более и более популярным. Интерьер в колониальном стиле несет в себе невероятное количество столь любимой совр...


Если не общеобразовательная школа, то что?

Если не общеобразовательная школа, то что?


Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа — это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии выра...


Детские страхи

Детские страхи


Я являюсь представителем австрийской детской и юношеской психотерапии, но в то же время детской и юношеской психиатрии, которые в Австрии очень тесно связаны между собой. Иметь возможность в вашей стр...


Вкусные рецепты: Печенье "сахарные орешки", Открытый пирог с лососем и двумя видами сыра, Оригинальная дрожжевая улитка

Вкусные рецепты: Печенье "сахарные орешк...


Печенье "сахарные орешки"Орехи слегка обжарить. Добавить масло,сахар (весь)и немного поварить,помешивая постоянно.Минуты две. Снять с огня,помешивая,добавить воду с миндальным экстрактом.Получится "жи...


Горшок и кашпо: что же выбрать?

Горшок и кашпо: что же выбрать?


Горшки и кашпо отличаются в первую очередь наличием дренажных отверстий. В горшках они присутствуют, а в кашпо их нет... Отсутствие отверстий у цветочного кашпо позволяет спокойно поливать цветы в лю...


Вкусные рецепты: Пикантная фокачча, Куриные грудки фаршированные печёночным паштетом, Цельнозерновые корзиночки с начинкой в стиле Капрезе.

Вкусные рецепты: Пикантная фокачча, Куриные г...


Пикантная фокаччаФокачча – плоский дрожжевой хлеб, который может приготавливаться как с начинкой на поверхности (топингом), так и без нее. Фокачча очень популярна в Италии и считается одной из самых с...


Интересное

Что смотреть в Новый год?

Что может быть лучше, чем есть любимое блюдо, сидя перед телевизором и смотря любимый новогодний фильм. Итак, что можно посмотреть в Новый год. Читает Илона Грошева Скачать в mp3 (4. 4 Mb / 06:21 мин....

Вкусные рецепты: Блины дрожжевые, Творожно-орехова

Блины дрожжевыеЗамесить дрожжевое тесто. В тёплом молоке развести дрожжи, сахар, соль, раст.масло. Потом постепенно вмешивать муку.Муки добавлять столько, что бы тесто было как густая сметана. Постави...

Вкусные рецепты: Витаминный напиток "Вирус не

Витаминный напиток "Вирус не пройдет"В связи с осенью, слякотью и пробуждением всяких вирусов публикую вой рецепт, которым отпаиваю любимого, когда онболеет. Отлично помогает справиться с любой просту...

Кобель или сука?

Итак, вы решили, что вам все-таки нужна собака. Следующий вопрос — какого пола будет ваша собака? (Возможно, для некоторых это будет вопрос выбора породы, но вопрос про пол вашего нового чл...

Любит, не любит, плюнет, поцелует? «Сумерки. Сага.

Что ж, вот мы и добрались до финальной (увы, только на сегодняшний день, ибо эта бомба планирует влететь в ту же воронку еще как минимум дважды) части «сумеречной саги» под назва...

Как выбрать новогоднюю ёлку и продлить её жизнь?

Когда-то друиды в честь прихода Нового года начали украшать деревья. Славяне выращивали в кадках цветущие вишни, и на Новый год в доме благоухало покрытое бело-розовыми нежными лепестками славянское н...

Лекция: Эмоции в психотерапевтическом процессе

Речь пойдет о тех чувствах, которые могут возникнуть у консультантов в процессе консультирования, это состояния гнева, недовольства нетерпимости, неуверенности и подумаем какое воздействие, они могут ...

Вкусные рецепты: Гороховый суп по-берлински, Винег

Гороховый суп по-берлинскиПрогреть горошек в заливке и протереть. Нарезать зеленый лук колечками, а грудинку, репчатый лук и коренья – небольшими кубиками, обжарить на масле. Соединить гороховое пюре ...

Алгебра логики – делаем начальные шаги

Определение булевой алгебры логики С появлением компьютерной эпохи в математике случилось вновь свежее отделение, которое непосредственно связано с компами. Хотя, до появления компа текущая область уж...

Если вам нужна чистота

Рано или поздно любой владелец офиса или магазина сталкивается с проблемой поддержания чистоты в собственных помещениях, и поначалу этот вопрос, не зная современных методов и технологий, начинает реша...

О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти актуальную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.