Лекция:Чувства учителя – как ключ к пониманию конфликтов в классе

Я описываю психодинамику одного школьного класса. Но то, что я опишу вам сегодня, те душевные процессы, которые происходят в этом классе, и подход к их анализу в принципе может касаться любой команды, которая какое-то продолжительное время работает вместе. Это может быть группа коллег в университете или школе, в больнице или в офисе. Каждая группа проходит определенные стадии развития. Это можно сравнить с теми стадиями, которые преодолевает ребенок от рождения до взросления. В каждом классе и в каждой команде это выражается по-своему.

В своем докладе я буду опираться на 3 основные понятия психоанализа и психоаналитической педагогики: перенос, контрперенос и сценическое понимание. Мы рассматриваем конфликты во 2 классе средней школы, у нас это примерно 5-6 класс. Я была в этом классе 3 года классным руководителем. Рассматривая этот класс я попытаюсь представить то, как с помощью этих понятий можно объяснить неосознанные мотивы отношений в классе.

«Класс в зеркале своих конфликтов»

Во время большой перемены Ханос и Петер постоянно дерутся. И Петер, как правило, бывает бит до крови. Поэтому через несколько недель после начала обучения ко мне приходит его мать и просит. Чтобы я как классный руководитель позаботилась о том, чтобы Ханос прекратил себя так вести. И у нее еще вторая просьба: Мне нужно позаботиться о том, чтобы Петера начали включать в общие игры класса, поскольку обычно его не принимают. И вообще класс должен гордиться тем, что с ними вместе учится такой умный и одаренный ребенок. Проведя несколько бесед с классом, я все-таки добиваюсь того, что кровавые драки прекращаются, но в общих чертах эти проблемы сохраняются. Как же мы можем решить эту проблему?

Психоаналитическая педагогика исходит из того, что конфликты постоянно поддерживаются неосознанными мотивами и адекватная помощь может быть оказана лишь тогда, когда можно понять их неосознанную динамику. При этом 3 понятия психоанализа и психоаналитической педагогики важны для понимания этих конфликтов. Это понятия перенос, контрперенос и сценическое понимание.

Зигмунд Фрейд обнаружил, что чувства настроя и модели взаимоотношения, которые раньше были с отцом, матерью, братьями, сестрами и другими близкими людьми переносятся на отношения в настоящем времени. Этот феномен он назвал - перенос. Перенос необходим каждому человеку, без него он не смог бы ориентироваться в новых социальных ситуациях. Бессознательно мы сравниваем незнакомых людей с теми, кто был нам близок, когда мы были детьми. Если это сравнение помогает оценить нам этих людей такими, какими они есть в действительности, тогда мы не говорим о переносе в психоаналитическом смысле. Чаще о переносе говорят тогда, когда возникает навязчивое переживание незнакомого человека, такое переживание, которое было когда-то в детстве. Перенос предполагает, что человека часто неосознанно провоцируют принять ту роль, которую когда-то играл важный близкий человек, или продолжает ее играть. Это происходит тогда, когда с ним не был решен неосознанный конфликт. Особенно часто перенос происходит на учителя и так снова разгораются старые конфликты. Это связано с функцией учителя воспитывать, назначать определенные правила, хвалить и ругать, охранять и наказывать. В этом много сходства с фигурами родителей. В своем сочинение «Психология гимназиста» сам Фрейд пишет, что существует феномен переноса между учителем и учеником. Вот цитата: «Мы переносили на них уважение к всезнающему отцу из нашего детства и соответствующие ожидания итак мы начинали вести себя с ними так, как мы вели себя со своим отцом в детстве. Мы вели себя с ними также противоречиво, как мы привыкли вести себя в семье. При помощи этой установки мы боролись с ними также как мы привыкли бороться с нашими биологическими отцами. Без учета нашего детского опыта и семейных отношений нельзя было бы понять наше поведение по отношению к нашим учителям и оправдать его тоже нельзя.» Для неосознанных конфликтов характерно то, что они неосознанно реинсценируются в новом обличии. Цель этой реинсценировки – найти наконец для них удовлетворительное решение. При этом учителя, если они становятся объектом для переноса, становятся замешанными в этот конфликт.

Когда тлеющие конфликты инсценируются заново и при этом в них замешивается учитель, это можно понять еще с помощью одного понятия психоаналитической педагогики – сценическое понимание. Опираясь на работы Альфреда Лоренцена, это понятие прежде всего развивал Ханц Георг Трешер. Трешер дает следующее определение сценического понимания: Понимание того, как вы включаетесь в зашифрованные послания и трактовки клиента. И Трешер объясняет: «Педагоги часто бывают замешаны в конфликтные и угнетающие сцены, и они не смогут понять эти сцены, потому что они не знают истории их возникновения, и дети сами не знают какова цель их поведения, которое кажется нерациональным. Поскольку не переработанный опыт вытесняется и включаются механизмы защиты от него, его нельзя выразить с помощью языка. Он просто слепо преобразуется в действия. Вместо того, чтобы рассказывать о том, что их угнетает и их конфликтах, дети снова инсценируют то, как к ним относились важные люди в детстве.

Неосознанная реакция педагога на такое поведение учеников, объясняется с помощью третьего понятия Контрперенос. Контрперенос – это более или менее осознанный ответ учителя на поведение ученика.

Я хочу проиллюстрировать понятия контрпереноса, переноса и сценического понимания и поэтому снова вернусь к Петеру и расскажу о 4 сценках. С помощью этих эпизодов становится понятным каковы проблемы Петера.

1) Мать Петера подходит ко мне в коридоре и спрашивает довольна ли я успехами Петера. Я ей говорю, что Петер в последнее время постоянно забывает сделать домашнее задание по немецкому языку или делает совсем не те задания, которые я задавала. Теперь к нам подбегает Петер. Хотя и у матери и у ребенка родной язык немецкий, мать обращается к нему по французский и между ними развивается долгий спор. При этом мать подходит к своему сыну так близко, что почти полностью поворачивается ко мне спиной и я остаюсь в стороне от обоих. Я обращаю внимание на то, что я французский язык не понимаю, а мать переводит мне только отдельные ключевые предложения. Например, «Петер не помнит, чтобы он когда-нибудь забывал сделать домашнее задание!» Я продолжаю разговаривать с обоими по-немецки, а они между собой – по-французски. При этом интонации матери, когда она говорит по-французски, очень надменные и заносчивые. Произошедшие события помогли мне лучше понять, что происходит с Петером.

2) С тех пор, как я обратила внимание на проблемы Петера с классом и особенно с Ханесом, я все чаще стала замечать, что он все время делает не то, что от него требуется и когда мы обсуждаем его поведение на классном собрании, дети тоже это отмечают. Например, у нас было классное собрание и мы немного задержались, после него я попросила учеников: «пройдите в спортивный зал тихонечко, чтобы мы не мешали вести уроки в других классах, и пожалуйста идите прямо в спортивный класс». Дети торопятся, и некоторые говорят тем, кто еще болтает ТСС, чтобы они наконец затихли. И вдруг, Петер выбегает и делает огромный круг около нас, при этом он кричит «Ёху!», и только потом он встает в ряд со своими одноклассниками. Все это время он не сводит с меня глаз.

3) Когда я матери Петера рассказала об это ситуации, чтобы показать, насколько ее сын сам виноват в собственных проблемах с классом,

Она прерывает меня и говорит: «Петер и должен кругами бегать, он ведь особенный и вообще мы особенные!».
полный текст http://www.indpsy.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:41 15.12.2016 Restlater.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Многогранный Пуэр, или Как удивить и проявить заботу с помощью Новогоднего подарка?

Многогранный Пуэр, или Как удивить и проявить...


Приближается Новый год — волшебное время предпраздничной суеты, покупки подарков. Но что дарить? Любимому или любимой/ родителям, родственникам/ подруге или другу/ сотруднику и руководству/...


Сумерки

Сумерки


     Я понял что хочу ее с того самого момента как увидел. Она вошла в класс слегка подпрыгивающей походкой. Ведя урок, я ходил и наблюдал за ней. Светлые волосы, голубые глаз...


Светильники для бильярда

Светильники для бильярда


Итак, Вы решили установить у себя бильярдный стол. Для своего личного пользования в домашних условиях, или же в принадлежащем Вам увеселительном заведении, не суть важно. Важны высокие качества бильяр...


Досуг детей и их развитие в летние каникулы

Досуг детей и их развитие в летние каникулы


Летом возникает ситуация непосредственно когда детвора очень нуждается в большем внимании со стороны взрослых, чем в какой нибудь другой сезон. Такое обстоятельство связано, прежде всего, с каникулами...


Здоровый сон – организму в унисон!

Здоровый сон – организму в унисон!


Частые стресс, депрессия – стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Между тем, они очень пагубно влияют на наш сон, который без преувеличения является одним из самых больших человеческих...


Меню диеты №8

Меню диеты №8


Диета №8 - одна из пятнадцати диет, разработанных доктором Певзнером в 50-е годы прошлого века. Показана для лечения ожирения. Основной целью данной диеты является воздействие с помощью правильного пи...


Познавательное

Вкусные рецепты: Торт "Стрелец 148" :),

Торт "Стрелец 148" :)От общего количества муки отложить 2 ст.л. Взбить 3 яйца с 70 г сахара, добавить небольшое количество воды или молока, муку (без 2х ложек), перемешать. Выпечь три тонких коржа при...

Медицина СССР и РФ: сравним?

В этой статье я не буду выступать приверженцем той или иной системы (тем более они не столь и противоположны). Просто имея очень близкий опыт знакомства и с тем, и с этим, и за разным рубежом лично (ч...

Экзотические страны. Индия. Сингапур. Вьетнам

Индия (Гоа) Если вы выбрали для отдыха Индию и нуждаетесь в солнечном отдыхе, то вам следует отправится на Гоа. Это прекрасное место - один из индийских штатов. Он является одним из самых маленьки...

Несоразмерные реакции» или кто управляет нашим «Я»

Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, вносят в нее яркие краски и выполняют множество функций. Так чувство радости свидетельствует о состоянии гармонии, соответствии происходящего нашим желаниям или ожид...

Как привить детям любовь к астрономии?

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и ...

По каким критериям выбирать движок сайта и почему

Если Вы решили заняться сайтостроением, то Вам ни как не обойтись без cms. Вы не слышали такой термин? Следует разобраться, что же оно означает. Ранее, всегда в составе любой фирмы можно было найти сп...

Как правильно выбрать энергосберегающую лампу

Существует ряд параметров, которые следует учитывать при выборе энергосберегающей лампы:1. Размер энергосберегающей лампы. Обычно, эти лампы больше ламп накаливания. Стоит это учитывать, чтобы приобре...

Думайте сразу – решайте сами!

Здравствуйте! Хочу поделиться своим опытом. Сам я из Воронежа и за год так устал от работы, что решил непременно поехать куда-либо отдохнуть. Ну, прикинул по финансам, и решил отправиться в Ялту. Друз...

Как подольше сохранить волосы?

Сегодня такие проблемы, как выпадение волос и облысение, стоят очень остро. Плохая экология, наследственность, стрессы и другие причины познакомили с этими недугами не только мужчин, но и женщин. На ...

Слово "модно" в литературе

В последнее время в разговорах о литературе все чаще звучит слово «модно». Тенденция вроде бы закономерная для общества, пребывающего в бесконечном рекламном потоке. Было ли это предсказуемо? – Да. Б...

Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти актуальную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.