Детское чтение: для чего нужен читательский дневник?

Давным давно, в светлые времена моего детства, народы в школах вели читательские дневники. Это был документ строгой отчетности перед лицом преподавателя русского языка и литературы.

Для меня это случилось в четвертом классе — на старте средней школы, после начальной трехлетки.

Скажу честно: вести этот дневник было противно. Обязаловка! Требовалось не только соблюдать условности: указывать автора, название книги, перечислить героев, разобрав их на главных и второстепенных, описать сюжет и свое отношение к книге, да не кратко, в рамках «ндравицца-нендравицца», но с обоснованиями.

Ну и представьте, каково это — на уровне 4−5 класса делать текстологический анализ произведения на полторы-две тетрадные странички. Я этот анализ катала сразу в дневник. Кто ж будет все это сочинять на черновике, а потом нудно переписывать!

Нет, ну кто-то так и делал — сочинял на черновике, потом переписывал, допустив помарку — обливался слезьми, вырывал страницу — и снова переписывал. Но я этой черной работы гнушалась. Читала-то я много, книг для дневника в запасе было видимо-невидимо. И под каждую возиться с черновиками — для моих детских ручек, к скорописи непривычных, было это гнусное дело.

В итоге при ежемесячной проверке читательских дневников я получала свои законные 5/2: первая оценка — за содержание, вторая — за технику исполнения. Плюсом — учительский красночернильный росчерк-вопль: «Почему так грязно!».

Первым делом ведение этого дневника научило меня замечать в книгах не только героев и сюжет, но и — имя-фамилию авторов. Что разом повысило градус моей (и одноклассников, конечно; предполагаю, таковы порядки были везде?) образованности в сфере литературной. Книги перестали были историями о жизни, стали — произведениями таланта и ума писателей.

Это, в свою очередь, помогло хоть в малой степени ориентироваться в литературном море-окияне: читать уже можно было не то только точечно, что учитель велел и библиотекарь рекомендовал, но сформировать список любимых писателей — и по списку работать с собраниями сочинений.

Как понимаю, ведение ЧД способствовало формированию навыка собирать и анализировать информацию. А также — иметь собственное мнение (хотя бы — о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге. В общем, нехитрая истина: чтобы научиться писать — надо писать. Надо тренироваться.

Экзаменационные сочинения хоть куда — за среднюю школу, в институт — я накатала с положенными черновиками, но без особого напряга, и — на круглые пятерки. Конечно, ранняя практика работы над читательским дневником тому способствовала в немалой степени.

Обзаведясь собственным ребенком, я принялась интенсивно делиться с ним своим опытом. Первый ребенок попался для таких целей удачный — во-первых, девица, во-вторых, по душевному складу этакий эмоциональный рационалист-аналитик. В самый раз — чтоб быстро научиться читать, обдумывать прочитанное, рассказывать о своих думах — и, освоив письмо, — записывать эти рассказы.

И стало дите вести такой дневник. Сначала, еще не научившись писать, диктовала мне свои впечатления о книгах, которые начитывали мы с мужем детям на сон грядущий. Потом, овладев грамотой и письмом, стала записывать все это сама.

На этой почве довольно рано стало понятно, что у дочери врожденная (или просто рано сформировавшаяся?) грамотность, стилистическое чутье и вообще отлично подвешен язык.

Со вторым ребенком вышло все не так. Во-первых, получился сын, во-вторых, не было у него ни малейшего налета рационализма, в-третьих — впечатления свои он предпочитал не рассказывать, а рисовать. Рассказы же, как положено у пацанов, были сплошь глагольные, а рисунки — … до сих пор мороз по коже пробирает, как их вижу. Они тоже были (и есть) этакие глагольные: сплошь действие, смешались в кучу люди, кони… Грамотности он не обрел, хотя стиль чует.

В отношении дочери мои приставания — «пиши, пиши, это ж интересно!» — поддерживала учительница литературы (там были и списки летнего чтения, и приказ к началу учебного года явиться с ЧД, в котором это самое летнее чтение следовало описать, и отличные оценки за понаписанное в течение каникул). С сыночка учителя требовали ведения ЧД только в начальной школе, средняя обошлась без такой повинности — и моя инициатива разбилась о нежелание младенца себя утруждать за бесплатно.

На днях поинтересовалась у знакомой учительницы начальных классов: как сейчас в школе относятся к ведению читательских дневников? Она ответила: в начальной школе мы этого требуем, в средней — на усмотрение учителя. Значит, моей дочери повезло с учителем — у любимой Татьяны Владимировны оказалось правильное усмотрение.

Сыну такой учитель с нужным «усмотрением» не попался. Те, которые попались, читательских дневников с него не спрашивали. Правда, научили находчивости — а что еще требуется, чтобы сдавать тесты! Рулит ЕГЭ, как известно.

Впрочем, может, не стоит сожалеть? Другой человек — иные потребности. Заставлять — себе дороже. Нет надежнее способа отвратить ребенка от того или иного занятия, как заставлять его что-то делать (впрочем, не берусь рассуждать о технологии обучения музыке!).

Наш итог меня вполне устраивает. Дети научились читать и понимать прочитанное. С дочерью можно вместе хихикать над опечатками, стилистическими ошибками, дурными стихами — сыну смысл филологических анекдотов приходится растолковывать. Как он растолковывает нам идеи, которые видит в цвете и рисунке.

Но одна общая радость у нас есть: мы любим читать книги. Может, потому, что читательские дневники сделали нас в этом деле хоть мааааленькими, но профессионалами?


18:18 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Картина "Март" И.И.Левитана

Картина "Март" И.И.Левитана

Исаак Левитан вошел в историю искусства как создатель пейзажа настроения, пейзажа состояния, автор пленэрной, тонко нюансированной живописи. Его талант был признан современниками безоговорочно. И.Леви...
Как не вырастить маменькиного сыночка?

Как не вырастить маменькиного сыночка?

К сожалению, мамы воспитывающие ребенка в одиночестве часто не задумываются о том, правильно ли его растят. Основной проблемой в таких семьях является то, что мама фактически и не воспитывает ребенка ...
Легенды Бледского озера

Легенды Бледского озера

Бледское озеро (словен. Blejsko jezero) – ледниковое озеро в Юлийских Альпах в Словении 2,1 км длиной и ширине 1,4 км шириной. В центре озера расположен единственный в Словении остров (Blejski o...
По каким критериям выбирать движок сайта и почему это так немаловажно

По каким критериям выбирать движок сайта и почему эт...

Если Вы решили заняться сайтостроением, то Вам ни как не обойтись без cms. Вы не слышали такой термин? Следует разобраться, что же оно означает. Ранее, всегда в составе любой фирмы можно было найти сп...
Варианты установки рекламного штендера

Варианты установки рекламного штендера

Казалось бы, этот вопрос не столь значительный. Многие думают: "Какая разница, как будет установлен штендер! Главное, чтобы стоял перед входом". Такой подход к вопросу установки штендера с м...
Вкусные рецепты: Корзиночки с вкусным ванильным кремом, Суп-крем из шпината, щи " Боярские"

Вкусные рецепты: Корзиночки с вкусным ванильным крем...

Корзиночки с вкусным ванильным кремомТесто. Муку с солью просеять в миску, добавить размягчённое сливочное масло, сахар, яйцо. Влить 2-3 ст. л. ледяной воды, замесить тесто. Скатать тесто в шар, завер...
Может заинтересовать

Экскурсия в Льеж

Льеж один из самых красивых городов Бельгии, расположен в часе езды на поезде от Брюсселя в Валонии....

Добрые дела вершатся в… Голливуде? Под эгидой ООН

Жизнь голливудских селебрити публична, всегда на виду. Это кино про кино. Бесконечное, динамичное, д...

Идеальная картина образования. Что бы мы хотели от

Чтобы попасть в цель — надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат — его...

Чем интересна современная Англия?

Англия — самая большая административная часть Соединенного Королевства Великобритании и С...

Десять советов развития бизнеса с нуля

Начало бизнеса трудный и шаг. Бизнес может быть разный, может вы хотите создать производство вакцины...

Как защищаются растения?

Речь пойдет не о колючках, шипах или ядах, а о более утонченном способе. Казалось бы, как непод...

Домашние детские качели для самых маленьких.

Домашние детские качели для самых маленьких. Что является самым любимым развлечением для ребенка. Мо...

Кто живет в «Доме Говорящих Животных»?

Каждый год мы — Животные — отмечаем свой профессиональный праздник &mdash...

Выбор профессии: стать психологом, чтобы разобрать

Решение получить психологическое образование принимают люди в самом разном возрасте и по самым разны...

Не слишком ли быстро бежит технический прогресс?

Вы не замечали, как быстро бежит время, а с ним и технический прогресс? Старшее поколение еще помни...



Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти актуальную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.